Председатель правления латвийской страховой компании If Андрис Морозов рассказал о тенденциях развития на страховом рынке республики.
Час, Рига,
17 января 2005 г.
Страхование: изменения будут, но не быстро. И не больно 1110 просмотров
Для рисковых страховых компаний буря над Латвией стала более чем неприятным сюрпризом, однако она вряд ли она может изменить их стратегические планы, а они, по крайней мере до ненастья, были весьма оптимистичны. И все же председатель правления страховой компании If Андрис Морозов считает, что небольшим игрокам на латвийском рынке выжить будет непросто и в перспективе его ожидает усиление конкурентной борьбы и, возможно, консолидация.
"Автообязаловка": революций не будет! Главным событием минувшего года Андрис Морозов считает вступление в ЕС, с которым были связаны серьезные изменения в законодательстве по обязательному страхованию автоответственности. Резкий рост лимитов, короткий срок, в течение которого пришлось перестраиваться (закон был принят всего за месяц до 1 мая), заставили страховщиков напрячься, однако в итоге были разработаны гибкие схемы, которые позволяют компаниям дифференцированно подходить к определению размеров страховых премий. Эта практика, обычная в Европе, в Латвии только обкатывается, однако уже сейчас If внедряет систему, при которой человек, 7 лет проездивший без аварии, платит раз в 10 меньше по сравнению с водителем, который совершил 3- 4 аварии в течение двух лет. И это только начало, в Великобритании, например, ключевое значение имеет и водительский стаж, там услуги страховщика для новичка обходятся очень и очень дорого. - Накануне 1 мая и сразу после вступления в ЕС звучали прогнозы, что стоимость "обязаловки" резко возрастет. Каковы прогнозы на будущий год? - Наши цены после начальной, майской, корректировки сильно не изменились - только минимально и по некоторым классам машин. Просто в тот момент нам еще не все было ясно. Сейчас разработана схема, позволяющая учесть более тонкие нюансы. Скажем, человек в возрасте 70 лет, имеющий старенькие "Жигули", вряд ли будет активно путешествовать по Германии, и мы это учитываем при определении тарифов, которые довольно сильно разнятся. Прогнозировать ситуацию на этот год трудно. Если страховщики начнут выплачивать большие вознаграждения (причем с этого года начнутся выплаты и по нематериальным потерям), то рост должен быть. С другой стороны, его будет сдерживать жесткая конкуренция на рынке, и если он будет, то медленный, постепенный. Так что люди не должны бросаться покупать полис сегодня из опасения, что завтра он станет намного дороже. Не так уж все страшно. Революции не будет, и можно спать спокойно. - А какие маневры используются страховщиками при такой острой конкурентной борьбе? - Обязательное страхование автоответственности - это, безусловно, самый лакомый кусок рынка. Во-первых, самый большой (почти четверть от общего объема), во-вторых, это единственный массовый обязательный продукт, и маневры здесь возможны именно потому, что он достаточно новый. Конкуренты смотрят друг на друга и учатся. Пока стабильности нет, т. к. изменения были слишком существенными. - Существуют ли еще какие-то обязательные виды страхования? - Да, но это мизерные части рынка. - Изменилось ли в этой сфере что-то со вступлением в ЕС? - Да, конечно. На днях были приняты правила Кабинета министров, регулирующие деятельность посредников, работающих на страховом рынке. Они тоже должны будут страховать свою ответственность. Причем минимальный лимит - 1,5 млн. евро, довольно большая сумма. С другой стороны, интересы потребителей будут защищены.
Друг твой, брокер - Кстати, о брокерах. Насколько эта система у нас сейчас развита и как страховые компании относятся к тому, что они действуют на рынке? - Что касается частных лиц, то они чаще обращаются напрямую в компании, это все-таки намного дешевле. Но есть сегменты, в которых логично, когда профессиональный консультант дает советы, оказывает услуги корпоративным клиентам. Логично, что такие люди должны быть и в Латвии, потому что они содействуют ликвидности рынка, и этот рынок будет развиваться. На нем уже сейчас работают и международные, и местные компании, и мы не смотрим на них как на конкурентов, ведь в конечном итоге они приводят клиентов к нам. - Какой процент клиентов приходит через брокеров? - У нас - примерно треть. Так сложилось исторически, ведь мы начали свою деятельность как компания, которая работает только на корпоративный рынок, и не так уж давно начали действовать как универсальный страховщик. Рынок в Латвии развивается, и есть смысл предлагать более интересные продукты. - Например? - Например, страхование имущества. Его можно трактовать гораздо шире, чем принято у нас. Скажем, в случае серьезной аварии страховая компания возмещает не только стоимость поврежденного имущества, но и оплачивает вынужденное проживание в гостинице. До сих пор в Латвии ничего подобного не предлагалось. Но люди хотят больше комфорта, и мы готовы им его обеспечить.
Слишком маленькие для больших - После вступления в Евросоюз западные компании стали живо интересоваться латвийскими предприятиями. Можно ли ожидать появления каких-нибудь крупных западных брендов на нашем рынке? - Возможны два варианта: кто-то приходит сюда и открывает филиал или компанию. Такой вариант, конечно, возможен, но в основном те, кто хотел здесь работать, уже работают. В конце концов, Латвия не слишком большой рынок, немногим больше 2 миллионов жителей, по рисковому страхованию это всего чуть больше 120 миллионов латов, а для крупных компаний это, конечно, немного. Есть другой вариант: западный страховщик не открывает отдельный филиал, а просто обслуживает своих транснациональных клиентов, глобальные компании, которые, однако, могут воспользоваться и услугами местных компаний. Но на такие случаи приходится ничтожно малая часть рынка, и серьезного движения здесь не произойдет. - Но для некоторых крупных компаний бывает важно просто отметить свое присутствие в стране... - И в Латвии такое было, когда-то у нас был Zurich Latvia . Можно сказать, что это была стратегия - поставить флажок на карте, но сейчас эта компания в Латвии не представлена, потому что такой флажок - дорогое удовольствие, в то время как владельцы хотят, чтобы их предприятия зарабатывали деньги.
Акулы риска - Возможны ли продажи или слияния компаний на внутреннем рынке? - Думаю, что да. Сейчас в Латвии в рисковом страховании работают 12 компаний, хотя вполне достаточно было бы семи. Однако если такая тенденция и наметится, то она не проявится стремительно, консолидация будет происходить довольно медленно. - Кому будет проще выжить: компаниям с местным капиталом или представителям крупных иностранных игроков? - Страхование все-таки тот бизнес, в котором чем больше компания, тем легче конкурировать. "Малыши" должны больше перестраховывать риски, и дельта остается небольшая. Крупные компании могут позволить себе хранить значительную часть риска на своем балансе и, соответственно, больше зарабатывать. - Насколько сейчас отличается стоимость страховых услуг на местном рынке и на европейском? - Надо отслеживать по отдельным продуктам. Большие корпоративные клиенты, как правило, оплачивают свои риски так, как будто они работают на глобальном рынке. Если смотреть по частным лицам, то здесь люди платят намного меньше. Изменения, конечно, будут. Но опять-таки не хочу никого пугать, это произойдет не в один день.
У "жизненных" все впереди - Ваш прогноз - как будет развиваться рынок в этом году? - В этом году свою актуальность сохранит OCTA - обязательное страхование автоответственности. Прошлогодние изменения были слишком концептуальными, и нам еще предстоит много работы, чтобы полностью внедрить у себя европейскую систему. - Планируете ли вы увеличить собственную долю на рынке? - В этом году мы планируем развиваться опережающими рынок темпами, хотя трудно давать точные прогнозы. В прошлом году мы рассчитывали на 15%-ный прирост, а получили только 6%, хотя и это лучше, чем среднерыночный показатель. В этом году надеемся не меньше, чем на 30%, а что получится - покажет время. - Однако вы не дотягиваете до темпов страховщиков жизни... - Они, как рынок, должны начинать почти с нуля. Это при том, что из всего Евросоюза только у одной Латвии в течение последних 10 лет с учетом инфляции была отмечена отрицательная динамика по "жизненным" видам страхования. Поэтому логично, что у них наконец есть заметный рост. В конце концов, они должны когда-то начать развиваться. В развитых странах страхование жизни занимает не менее 50% рынка, у нас - менее 10%. Так что здесь еще все впереди.
Справка Страховая компания If Latvia- дочернее предприятие финской группы Sampo, владеющей страховым концерном If, который работает в сфере рискового страхования в Северной Европе, Скандинавии, Балтии, занимая в общей сложности четверть рынка. В Норвегии, Финляндии и Эстонии Ifнаходится на лидирующих позициях, в Швеции - на втором месте, в Латвии на долю компании приходится 8% рынка. Столь заметное различие позиций на эстонском и латвийском рынках объясняется тем, что в Латвии компания развивалась с нуля, а в Эстонию пришла, купив тамошнего лидера. Sampo, в свою очередь, специализируется на страховании жизни, а в конце прошлого года группа приобрела и латвийский банк Mвras .
К сведению автолюбителей Страховщики, в частности If, пользуются данными Бюро страхования транспортных средств, и пока опыт только нарабатывается. Следует учесть: при заключении договора изучается "история болезни" машины, а не водителя. Так что если авария у клиента произошла на другой машине, то она во внимание не принимается. Соответственно, обладатели новых авто могут легко начать жизнь с "чистого листа" (хотя со временем такого уже не будет). Впрочем, если своей историей вы можете гордиться, смело признавайтесь, и вам зачтется!
Цифра 126 заявок почти на 500 тысяч латов получила компания If Latvia после бушевавшей неделю назад бури. Самое большое заявление - на сумму 90 тысяч латов.
Вся пресса за 17 января 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Финмаркет, 27 ноября 2024 г.
Госдума в 1-м чтении приняла законопроект о повышении штрафов для водителей за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Сенаторы рассмотрят закон об общих полисах ОСАГО России и Белоруссии
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
«Ренессанс страхование»: жертвами телефонных мошенников были четверть россиян
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Треть опрошенных россиян сочли ДМС важнейшим условием при выборе работы
|
|
Коммерсантъ, 27 ноября 2024 г.
ОСАГО повышают обязательность
|
|
Известия, 27 ноября 2024 г.
Детальный зачет: кабмин прорабатывает инициативу о ремонте по ОСАГО б/у запчастями
|
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|